На Атлантическом побережье США десятки тысяч портовых работников вышли на забастовку впервые примерно за 50 лет.
Порты прекратили работу. Забастовка в крупных портах началась после истечения срока действия коллективного соглашения Международной ассоциации портовых грузчиков (International Longshoremen's Association, ILA).
Переговоры о новом соглашении, охватывающем около 25 тысяч работников, уже не первый месяц находятся в тупике из-за разногласий по вопросам оплаты и автоматизации труда.
Президент ILA Гарольд Даггетт заявил, что "мы готовы бороться и продолжать забастовку столько, сколько потребуется", и призвал USMX "удовлетворить наши требования, чтобы забастовка закончилась".
Забастовка охватывает 36 порта от Мэна до Техаса. На них приходится около четверти внешнеторгового грузооборота страны (порядка $3 трлн в год) и 57% американского контейнерооборота.
Исследовательская организация опасается, что забастовка приведет к приостановке импорта продовольствия, фармацевтической продукции, потребительской электроники, одежды и тем самым "парализует торговлю США".
Обработка военных грузов продолжится, сообщили в ILA. Нефтегазовые терминалы также продолжат работать, пишет The Washington Post. Они обслуживаются другими работниками, которые в основном не входят в профсоюзы.
Танкеры, перевозящие нефть и СПГ, как и балкеры для транспортировки зерна и других навалочных грузов, обычно заходят в другие порты, на которые забастовка не распространяется, передает CNN.
По оценкам JPMorgan Chase & Co., забастовка может стоить американской экономике до $5 млрд в сутки, однако не продлится более недели.
Conference Board оценивает ущерб гораздо скромнее - в $540 млн в сутки.
Экономист Moody's Analytics Адам Каминс отметил, что если забастовка продлится неделю или две, грузы накопятся, но общие последствия будут минимальными, если не считать небольшого числа весьма портозависимых регионов, включая Саванну (штат Джорджия).
Однако если она продлится дольше, это приведет к дефициту товаров и окажет повышательное давление на цены. Особенно проблематичной ситуация окажется для пищевой и автомобильной отраслей, очень сильно зависящих от портов, которые не будут работать.
Бизнес-лидеры неоднократно просили вмешаться в трудовой спор президента США Джо Байдена. По их мнению, закрытие портов потрясет экономику страны.
Транспортные компании оказались не готовы ко всплеску популярности онлайн-шопинга в 2021 году, из-за чего подскочили цены на перевозку контейнеров.
Байден в воскресенье повторил, что не собирается заставлять портовых грузчиков возвращаться на работу, как то допускает американское законодательство в случае угрозы национальной безопасности.
ILA в понедельник обвинила транспортные компании в завышении ставок фрахта и назвала предлагаемые USMX условия оплаты труда неприемлемыми, отметив серьезное инфляционное давление на членов профсоюза.
Производители игрушек Mattel Inc. и Hasbro Inc. заранее позаботились о том, чтобы обезопасить значительную часть производства и поставок и перенаправили последние в порты на Тихоокеанском побережье, отмечают аналитики UBS.